Инновационный архитектурный объект

Инновационный архитектурный объект

УДК 72.036 : 721.012 : 711.123 : 711.4

СПбГАСУ – 5 по 7 апреля 2011 года, 64-я Международная научно-техническая конференция «Актуальные проблемы современного строительства» с участием студентов, аспирантов, молодых ученых и докторантов, а также молодых специалистов строительных и проектных организаций, посвященную 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.

РешетниковаТС_инновационный объект – Презентация на конференции / Reshetnikova TS Innovative object – Conference-Presentation

This slideshow requires JavaScript.

Инновационный архитектурный объект: артефакт и городская среда: трансформация

Определим инновационный объект как результат или формальный этап эвристического мышления, связанный с вдохновением или случайностью. Основа инновационного объекта ─ это эксперимент.

В данной статье будет рассмотрена инновация с позиции формы объекта и визуального взаимодействия со средой, где форма – визуальный акцент, идентифицирующийся с чем-то необычным или непривычным. Если следовать стратификации архитектуры Иконникова (“элитарный”, “популистский” (традиционный), китч), то нас интересует первый, так как основан на творческих манифестах и экспериментах, ─ эвристическая архитектура, и последний ─ китч, использующего архитектуру как средство: увеличения продаж, привлечения клиентов, брэнд-архитектура. Китч и архитектура без архитектора часто дают новые идеи профессионалам (например, архитектурный постмодернизм появился благодаря работе Вентури и Скотт Браун: “Уроки Лас-Вегаса”).

Итак, рассматривая инновационную архитектуру с позиции формы-визуального акцента, выявим два полярных явления инновационной архитектуры: форма-открытие и форма-изобретение. Под формой-открытием понимается эксперимент комбинаторики старого или перенесение визуальных свойств и параметров из какой-либо  сферы в архитектуру, результатом чего, можно считать символичный или знаковый объект, напоминающий что-либо вполне конкретное (например, проект комплекса “Апельсин” Н. Фостера).  В то время как форма-изобретение ─ это введение в архитектуру чего-либо абсолютно нового, что не создает никакого отсыла к прошлому визуальному опыту (например, объекты Грега Линна (Greg Lynn Form), Ларса Спайбрука (NOX)). В рамках данной статьи изучим только форму-открытие. Рассмотрим форму-открытие на примере новелти-архитектуры.  Новелти-архитектура (Novelty ─ анг. новизна, нововведение) ─  сооружения и объекты с ярко выраженной символичностью формы. Новелти-архитектура является в основном придорожной, ориентированной на восприятие на скорости и с большого расстояния, с чем и связана откровенная символичность и значительные размеры. Роберт Вентури назвал такие сооружения с выраженной знаковостью формы “Утками”, сооружения, чьи функции однозначно отражены в форме объекта (православные церкви, закусочные в виде хот-догов). Новелти-архитектура, возникшая в США, в Калифорнии, в 1930х годах, стала тенденцией в связи с популярностью автомобильных путешествий (доступностью перемещения на доступных автомобилях благодаря Форду) и необходимостью привлечения клиентов с целью “продать” продукт или услугу.  По функции новелти-архитектура может быть рекламой, ориентиром, торговой точкой, общепитом, развлекательным заведением, гостиницей (чаще мотель ─ придорожный отель), иметь исключительно эстетическую (декоративную) функцию или объединять несколько функций. По форме новелти-архитектуру можно подразделить на “мимикрирующую” (подражающую ─ нек. придорожные кофейни были были построены в форме гигантской кофейной чашки и т.д.), брэнд-архитектуру и Гугги. Сетевую архитектуру различных фирм с визуальным фирменным стилем мы будем называть брэнд-архитектурой. “Фирменные” здания клонируются с целью идентификации в любой точке города или страны (здания McDonald’s ─ даже на разных материках).  Гугги ─ объекты футуристического дизайна: визуализация движения в формах с помощью стекла, стали и неона, создание движущихся форм ─ бумеранги, атомы, летающие тарелки, параболы ─ признаки космического века.

Трансформация городской среды объектом-артефактом и обратно ─ событие в открытой системе города. В связи с выделением параметра визуальности как основного, главными трансформирующими характеристиками артефакта будем считать степень адресности и гетерогенности, возможные только в определенном контексте.  Адресность подразумевает функцию объекта, направленную на потребление определенной категорией населения. Так потребителем Новелти-архитектуры являются автомобилисты.  Гетерогенность отвечает за форму и визуальный контакт объекта и среды, которые выражаются в насыщенности деталями, структуре элементов и силуэте (прямые, кривые, ломаные), площади поверхностей, цвете. Чем более контрастен объект среде, тем более гетерогенную среду он создает. “Продаваемость” (эффективную адресность) объекта и создание гетерогенной или интересной среды будем считать положительной трансформацией. Необходимо изучать объект-артефакт (новелти-архитектуру) в различных контекстах, которые и определят адресность и гомогенность. Выделим три типа среды: неразвитая “пустая” среда, гомогенная городская среда сложившейся застройки, гетерогенная городская среда сложившейся застройки. В каждом типе объект проявляет себя по-разному (см. Рис. 1). Объект-артефакт и неразвитая среда (1): количество автомобилистов (чем больше, тем эффективнее трансформация), превращение среды в туристическую зону, активное развитие коммуникативной среды, и, как результат, общее развитие : прямая пропорция с количеством неразвитой среды и коммерческой инициативой.  Объект-артефакт и гомогенная городская среда (2) (однородность, монохромность, повторяемость): количество людей, количество фона и “шума”, количество автомобилистов определяют степень развития среды. Артефакт становится достопримечательностью,  происходит активное развитие коммуникативной среды, вероятное развитие самого артефакта, но возникает преобладание форм-изобретений над формами-открытиями (возможно, как контр-реакция). Объект-артефакт и гетерогенная среда (3) (на примере Лас-Вегас Стрип): огромное количество людей,  фона и “шума”, автомобилистов превращает среду в туристическую зону, пчто вызывает активное развитие коммуникативной среды, развитие в целом, также возникает преобладание форм-изобретений над формами-открытиями ─ например доказательством является начало строительства крупномасштабного Лас-Вегас СитиЦентр (31 Га застройки: Генслер, Фостер + Партнеры (Хармон Отель), Хельмут Ян (Veer Towers), Студия Даниэля Либескинда (развлекательная зона) и т.д.). В последнем случае город, который воспринимался на скорости, теперь обладет и пешеходными маршрутами, что говорит об установлении новой системы восприятия знаков.

Рис.1

рис1_трансформация среды

Трансформация среды

 

Так как город ─ это самоорганизующаяся система, то трансформация дает новые формальные и функциональные связи объекта с контекстом и обратно. То есть среда меняется в целом, изменяется ее восприятие, сменяются или дополняются функции. Объекты-артефакты являются точками бифуркации системы, приводят иногда даже к кризису, но это только определенный этап в становлении новой системы города.

 

Литература:

  1. Добрицына, И.А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И. А. Добрицына – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с, 32 л. ил.
  2. Kelsey, Keith. Novelty Architecture / Kelsey Keith // Architizer. – October 12, 2010 – Режим доступа: http://www.architizer.com/en_us/blog/dyn/9129/novelty-architecture-2/
  3. Song, Steven. Shifting Paradigms Part 1 | Renovating the Decorated Shed ─ May 15, 2008, Режим доступа: http://archinect.com/features/article.php?id=75248_0_23_0_C
  4. Venturi, Robert, Denise Scott Brown and Steven Izenour. Learning from Las Vegas / Robert Venturi, Denise Scott Brown and Steven Izenour ─ Cambridge, MA: MIT Press, 1972; revised edition 1977
  5. Venturi, Robert and Denise Scott Brown. Architecture as Signs and Systems: For a Mannerist Time / Robert Venturi, Denise Scott Brown ─ Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 2004

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

w

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.